воскресенье, 30 декабря 2012
Резервирую место для конспекта под семинар на СЗ под условным названием "Игра на интерес"
Мероприятие будет представлять собой семинар, рассчитанный на активное участие зрителей в обсуждении различных типов игр, с небольшими вставками интерактивного действия, в том числе с участием зрителей, призванных проиллюстрировать поднятую тему.
Анонс
Игры бывают разные, и играть в эти игры тоже можно по-разному.
Кто-то стремится победить любой ценой, не взирая на жертвы, обстоятельства и роль. И тогда маленькая девочка с двуручным мечом сносит голову Темному Властелину - и все становится хорошо.
Кто-то всю игру задумчиво смотрит вдаль, и исключительно сила его духа и внутренняя борьба, которую он ведет со злом, заставляет Темного Властелина заплакать, узнав о герое, и отчекрыжить себе голову двуручным мечом. И все становится хорошо.
Кто-то всю игру только и делает, что треплется, но это только фон! На самом деле, каждый разговор - это ниточка паутины интриг, которая в конце-концов приведет к тому, что Темный Властелин случайно споткнется о своего верного слугу, и упадет шеей прямо на двуручный меч, который ему несли для выхода на битву. И так - семь раз. И все будет хорошо.
Можно играть как угодно. Главное - играть так, чтобы это было интересно. И вот об этом мы и собираемся поговорить."
мелкие концептуальные зарисовки
Условно можно разделить подход к ролевым играм следующим образом - игра на процесс и игра на результат. Игру на результат еще по-другому принято называть "игрой на выигрыш", поскольку именно выигрыш в любой достаточно азартной игре является естественным желанием, хотя существует и альтернативный вариант - игра на проигрыш. Выиграть в ролевой игре - достаточно сложно, но, тем не менее, многие стремятся именно к этому результату изо всех сил, забывая, что игру можно рассматривать и иначе, как игру на отыгрыш - когда целью ставится не получение какого-то конкретного результата, а процесс достижения этого самого результата игровыми целями. Или не достижения, обычно это уже не настолько важно.
Перегибы, конечно, есть везде, и отсутствие жизненных целей и задач у персонажа, или полный отказ от них, настолько же специфичная ситуация, как и победа на игре любой ценой, вне зависимости от жертв и вложенных сил.
Обычно все-таки цели у персонажа есть, и персонаж стремится их достигнуть - а вот какая задача у самого игрока, играющего этого персонажа, зависит уже от него - что для него важнее, достичь поставленных персонажных целей в максимально короткие сроки и наименьшими средствами, и насладиться полученным результатом, или же все-таки равномерно двигаться в сторону цели, не забывая об остальных аспектах игры, стараясь их выполнить, но поставив во главу угла не сами цели персонажа, а процесс их достижения.
Все подходы имеют место быть, и вызывают определенное уважение, но игра как процесс - все-таки гораздо шире и интереснее. Сыграть на гитаре и выиграть, конечно, можно, но мы ведь играем не только ради этого?
***
Игр становится больше, игры становятся разнообразнее, и стандартные, "книжные" жанры - навроде "фэнтэзи" или "постапокалиптики", уже не вмещают в себя сути игры. Появляются дополнительные жанры, основанные на какой-то особенности игрового процесса - скажем, игра типа "зарница" или игра-"политичка". Или, скажем, по типу процесса - т.н. "атмосферка" или "квестовка". Вариантов множество. Оговоримся сразу - плохих жанров нет и не может быть, каждая игра вполне может найти своего игрока.
Набор жанров очень условен, но как раз его более-менее определение позволило бы создать набор определенных жанровых особенностей, характерых для того или иного типа игры, позволяющих с некоторой долей определенности спрогнозировать процесс игры. Игры все равно будут выпирать из любых рамок, в которые их можно попытаться запихнуть - но никто, отправляясь на трагедию, не ждет возможность гомерически посмеяться. А хороший ужастик вряд ли обойдется без закрывания глаз руками и учащенного сердцебиения - поскольку в нем будет все нужное для нагнетения страха, вроде мрачной музыки, приглушенного местами света, и так далее. Законы жанра действительны для фильмов, книг и компьютерных игр - вполне возможно что они подойдут и для того, что на всем этом основано.
Здесь в ближайшее время появится конспект мероприятия.
@темы:
Дурацкое,
Созидательное,
Ородруинное